Порицаемые качества и пути избавления от них
Каждый желает Рай, но есть определённые действия, приводящие к нему, а есть то, что отдаляет от него. В этой статье мы укажем на то, что отдаляет от Рая, и на то, что приближает к нему.
Это плохие качества, плохой характер человека. Плохие качества могут стать преградой между человеком и Раем, если не распознать эти качества и не избавиться от них.
Плохие, порицаемые в Исламе, качества:
Зависть, гнев, показуха, самолюбование, гордыня, сквернословие, ложь, сплетни и т.д. – это не только порицаемые качества, но некоторые из них являются тяжкими грехами.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
الشؤم سوء الخلق
«Настоящее несчастие (для человека) – это плохой характер» (ат-Табрани, Абу Ну-айм, имам Ахмад). Также Пророк (мир ему и благословение) сказал:
سوء الخلق شؤم وشراركم أسوأكم خلقًا
«Плохой характер – это несчастье, а худший из вас тот, у которого плохие качества» (имам аль-Хатыб). Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) акцентирует внимание на качества, потому что человек может соблюдать всё, однако одним плохим проявлением характера, многое испортить.
Например, мусульманин может совершать молитвы и посты, но вместе с этим, если хотя бы раз сплетничает за спиной кого-нибудь, то Аллах не примет его деяния, потому как хула (сплетня) тяжкий грех и очень плохая привычка.
Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن سوء الخلق يفسد العمل كما يفسد الخل العسل
«Поистине, плохие качества портят деяния подобно тому, как уксус портит мёд» (имам аль-Хаким).
Также сказано в хадисе:
ما من ذنب إلا وله عند الله توبة إلا سوء الخلق فإنه لا يتوب من ذنب إلا رجع إلى ما هو شر منه
«Для каждого греха существует покаяние, кроме как от плохого характера, поистине, такой человек не покается, а будет ещё хуже» (аль-Хатыб, цепочка передатчиков слабая).
Исходя из хадисов, мы должны ясно понимать , что нужно уделять очень сильное внимание своим недостаткам и стараться удалить их. А также с хадисов понятно, что очень трудно избавиться от них. Иначе ожидает суровое наказание. В хадисе сказано:
لا يدخل الجنة سيئ الخلق
«Не войдет в Рай обладатель плохих качеств» (ат-Тирмизи, Ибн Маджах). В этом хадисе говорится об угрозе тем, кто не старается избавить себя от порицаемых качеств характера, а Рай – место прибытия праведных верующих. Соответственно, не войдут в него те, кто не являются праведными до тех пор, пока не будут очищены от грехов.
Также человек, который обладает плохими качествами, мучает самого себя в плане физическом, как на том свете, так и на этом свете. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отмечал:
مَنْ سَاءَ خُلُقُهُ عَذَّبَ نَفْسَهُ
«Тот, у которого плохой характер, наказал сам себя» (аль-Харис от Абу Хурайры). То, что человека будут наказывать после смерти за его плохие качества, это понятно. А как же он наказывает сам себя?! Это происходит следующим образом:
Во-первых, уходит благодать от его жизни, он испытывает трудности и испытания в этом же мире.
Во-вторых, он своим плохим характером мучает сам себя тем, что, например, если человек злится или завидует кому-то, то он переживает, не находит покоя, и тем самым ухудшает своё здоровье, своё состояние.
Избавление от плохих качеств
Избавиться от плохих качеств очень трудно и нужно приложить много усилий, и просто взять и измениться невозможно, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إذا سمعتم بجبل زال عن مكانه فصدقوا ، وإذا سمعتم برجل تغير عن خلقه فلا تصدقوا به ، وأنه يصير إلى ما جُبِلَ عليه
«Если вы услышите, что гора сдвинулась с её основания, то поверье в это (легче в это поверить), но если вам скажут, что человек оставил свои плохие качества, то не верьте в такое, ибо человек так создан» (имам Ахмад).
Действительно, самостоятельно избавиться от порицаемых качеств просто невозможно. Нужно укреплять свою веру чтением Корана, постоянным поминанием Аллаха, благословением Пророка (мир ему и благословение), а также посредством нахождения с хорошими людьми, то есть поменять среду общения.
Даже если человек будет всё это выполнять, нет гарантии, что он сразу изменится, ведь работать над собой нужно очень сильно. Надо уповать только на Аллаха, просить Его об избавлении от плохого. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) делал следующее дуа:
اللهُمَّ اهْدِني لأَحْسَنِ الأَعْمَالِ وَأَحْسَنِ الأَخْلاَقِ لاَ يَهْدِي لأَحْسَنِهَا إِلاَّ أَنْتَ ، وَقِنِي سَيِّئَ الأَعْمَالِ وَسَيِّئَ الأَخْلاَقِ لاَ يَقِي سَيِّئَهَا إِلاَّ أَنْتَ
«О Аллах! Наставь меня на похвальные дела и лучшие качества, ведь только Ты наставляющий. И обереги меня от плохих дел и качеств, поистине, только Ты оберегающий» (ан-Насаи). Также есть другое маленькое дуа:
اللهُمَّ أَحْسَنْتَ خَلْقِي فَأَحْسِنْ خُلُقِي
«О Аллах!! Ты улучшил моё сотворение, так улучши и мои качества» (имам Ахмад).
Более простой вариант борьбы с плохими качествами
Мы подчеркнули и привели хадис о том, что самостоятельно избавиться от плохих нравов не получится. Для начала нужно распознать эти качества, а это также невозможно самостоятельно, ведь человек привыкает к своему характеру, привычкам и качествам.
Будучи в таком положении, человеку нужен тот, кто будет наставлять его. Необходим человек, который сам прошёл путь очищения своей души от низменных качеств и получил разрешение (аль-иджаза) на наставление других, то есть духовный наставник.
Духовный наставник – это человек, который наставляет ученика и даёт определённое задание (вирд) на пути очищения души от низменных качеств, которых мы перечисляли выше. Наука, которая занимается изучением духовной части и очищением её низменных качеств, называется тасаввуф (или суфизм, тарикат).
У религии есть три основы: Иман, Ислам и Ихсан. Иман (вера) изучает наука «Таухид», Ислам изучает наука «аль-Фикх», а Ихсан изучает наука «ат-Тасаввуф».
Каждый, кто хочет оказаться среди спасённых в день Великого Суда, пусть старается поменяться в лучшую сторону и оставить свой плохой нрав. И да поможет Аллах в этом нам всем.
Источник: islamdag.ru